поиск по сайту
«Личный кабинет», как сделать его действительно «кабинетом» и действительно «личным»

С. В. Конявская,

Россия, ОКБ САПР

«Личный кабинет», как сделать его действительно «кабинетом» и действительно «личным»

Презентация: скачать

«Личный кабинет» - это форма организации персонального информационного пространства в Интернете, получившая широкое распространение потому, что создает у пользователя ощущение «приватности», ограниченности личного пространства. Это ощущение, в общем случае, ни на чем не основано, поскольку, как правило, «личный кабинет» - это лишь визуально выделенное пространство, не защищенное никакими техническими методами от проникновения извне.

Однако даже такой уровень «приватности» для посетителей сайтов оказывается зачастую очень важен, поскольку для человека естественно создавать собственную среду, удобную для работы.

Это особенно значимо для людей интеллектуального труда, которые, в основном, и являются читателями библиотеки, а значит, и пользователями портала. 

Как сделать это кабинетом

Представляется целесообразным разработать структуру «личного кабинета» таким образом, чтобы он в наибольшей степени отвечал требованиям научной работы.

Читателю должны быть доступны:

  • книги свободного доступа
  • каталог
  • история чтения
  • наиболее часто используемые книги
  • собственные записи
  • оф-лайн общение с коллегами
  • управление своими отношениями с библиотекой
  • для читателей, являющихся также авторами или издателями, передача издания в фонды.

Предлагается реализовать этот набор функций в «личном кабинете» портала, который может в этом случае носить индивидуализированное название «рабочий кабинет», или «моя библиотека», что сделает персональную информационную среду эмоционально близкой читателю.

Все функциональные возможности предлагается тоже оформить в прецедентной и культурной парадигме, коррелирующей с привычной научному работнику. Такое оформление будет вызывать положительные эмоции у большинства читателей, так как они относятся к тому социо-культурному слою, который воспринимает научных работников как авторитетную, статусную группу.

Для того чтобы добиться такого эффекта, предлагается использовать в качестве названий устоявшиеся (вплоть до идиоматичности) выражения, характеризующие аналогичные феномены в реальной библиотеке или в реальном рабочем кабинете ученого. Это даст, с одной стороны, привычное и эмоционально близкое окружение, а с другой - передаст легкое и самоироничное отношение владельцев портала к самой форме электронной библиотеки. Это важно потому, что для «традиционного читателя» электронная форма общения с библиотекой «подозрительна» отступлением от традиций, а самоирония подчеркнет тот факт, что владельцы портала не стремятся вытеснить собой традиционную, «книжную» библиотеку, а лишь предлагают дополнительные услуги, делающие работу более комфортной.

Для повышения эмоционального комфорта читателей оформление «рабочего кабинета» по умолчанию должно содержать аллюзию на классическую библиотеку с книжными стеллажами и лестницами.

Как сделать это личным?

Перечисленные функции Личного кабинета определяют 2 аспекта, связанные напрямую с обеспечением защищенности интересов как пользователей портала, так и его владельцев:

  1. пользователи должны быть сгруппированы по своим «ролям» по отношению к библиотеке: «читатель», «автор», «издатель». При этом «читатель» может быть одновременно «автором» и/или «издателем», а может и не быть, а «автор» и/или «издатель» - обязательно являются «читателями».
  2. услуги должны быть сгруппированы по тому, оставлен уровень их защищенности на усмотрение пользователя, или должен быть детерминирован библиотекой.

Первое не нуждается в особых объяснениях, так как разница полномочий в отношениях между библиотекой и читателем, с одной стороны, и библиотекой и автором либо издателем, с другой стороны, - вполне очевидна. Также достаточно очевидно, что отношения библиотеки с авторами и с издателями тоже характеризуют вполне определенные нюансы.

Второе очевидно в меньшей степени, однако, по сути - явление того же порядка. Все информационные услуги, в том числе и услуги библиотеки, различаются по тому, получает пользователь информацию из системы или поставляет информацию в систему.

Если в первом случае человек волен сам решать, какой уровень защищенности он считает достаточным (библиотека требует лишь обязательной для учета аутентификации), поскольку недостаточная защищенность может навредить только ему самому, то во втором случае библиотека обязана заботиться о собственном контенте и о защищенности интересов других своих пользователей.

Если по потерянному читателем билету кто-то другой просто воспользовался читальным залом - это допустимый для библиотеки риск, а если злоумышленник от лица известного автора передал в библиотеку некий текст, или, допустим, от лица издателя передал уведомление о смерти того или иного автора, дай Бог ему здоровья, то ситуация приобретает менее безобидную окраску.

По этой причине, как и в случае с любыми другими информационными услугами, оказываемыми с помощью web-системы, с точки зрения необходимого уровня защищенности услуги должны быть разделены на требующие только аутентификации пользователя (с помощью ПСКЗИ ШИПКА на базе устройства ШИПКА-лайт) и на требующие работы в доверенном сеансе связи (ДСС) - с помощью средства обеспечения доверенного сеанса связи МАРШ!

Естественно, что пользователь, имеющий МАРШ! (получающий услугу, требующую ДСС), может получать в рамках доверенного сеанса связи и те услуги, которые обязательно этого не требуют, так как повышение уровня защищенности никаким образом не должно сужать доступную читателю функциональность «Личного кабинета».

Услуги предлагается позиционировать, например, следующим образом:

1. «Подсобный фонд». Так предлагается назвать раздел «рабочего кабинета», предоставляющий возможность обращаться к книгам свободного доступа. Это выражение близко любому завсегдатаю библиотеки, и, хотя оно не совершенно точно совпадает с понятием «книги свободного доступа» - с учетом обязательного наличия «подсказок» и описаний, читателю будет интуитивно понятно и близко такое название. Использование функции требует аутентификации.

2. «Каталог». Эта функция не нуждается в дополнительном описании. Имеет смысл дополнить возможность самостоятельного поиска функцией «Позвать библиотекаря»: вызовом фильтра, позволяющего задать определенные параметры искомой книги, если читателю неизвестны точные сведения, необходимые для поиска по каталогу. Использование функции требует аутентификации.

3. «Формуляр». Это понятие, знакомое каждому по библиотекам в ВУЗе или по небольшим библиотекам, сейчас уже уходящее в прошлое: ассоциированные с читательским билетом записи обо всех книгах, когда-либо взятых читателем. Такой формуляр имеет не меньшее значение для читателя, чем для библиотеки. Именно так предлагается реализовать функцию «История чтения». Содержать «формуляр» может следующие поля: название книги, дата, срок пользования, первое или повторное обращение к источнику. Использование функции требует аутентификации.

4. «Отложенные книги». Так предлагается реализовать функцию «наиболее часто используемые книги», смысл которой в том, чтобы доступ к этим книгам был для данного читателя ускоренным на протяжении оговоренного времени. Доступ к книгам открытого доступа без повторного поиска, а к остальным - без предварительного заказа. Функция пополнения «отложенных книг» может быть платной для читателя. Отказываться от книг (даже если у них еще не вышел срок) должно быть бесплатно. Читателю необходимо предоставить возможность заводить и «называть» по своему усмотрению «полки»: «книги по истории», «словари», «любимые», «по диссертации» и т. д. На основе этой функции можно в дальнейшем предлагать читателям дополнительные платные услуги - «продления» отложенных книг, покупка отдельный статей или частей книги (для тех книг, для которых это разрешено правилами библиотеки), и т. д. Использование функции требует аутентификации.

5. «Письменный стол». Функция платная. Включает в себя возможность создавать, редактировать и сохранять («убирать в стол») собственные записи, которые будут доступны читателю в его «рабочем кабинете», с какого бы компьютера он ни подключился. Храниться зти записи будут на сервере портала. Есть все основания считать, что услуга будет крайне востребованной, особенно для читателей, работающих не только удаленно, но и в компьютерном зале библиотеки. Система тарифов может строиться на усмотрение владельцев - в зависимости от общего объема записей, их количества, срока хранения или сочетания этих параметров. Использование функции требует аутентификации.

6. «Конференция». Функция платная. Представляет собой классический Интернет-форум для оф-лайн общения с теми из зарегистрированных на портале читателей, которых владелец «рабочего кабинета» сочтет нужным присоединить к «кругу участников». Для присоединения к форуму необходимо получить «Приглашение» от владельца «кабинета». Послать приглашение читатель может, воспользовавшись функцией «Послать приглашение», которая выводит на экран форму, в которую необходимо ввести ID читателя, которого планируется пригласить. Также пригласить читателя в свою «Конференцию» можно через функцию «Научная общественность». Владелец «кабинета» может исключать участников форума из дискуссии по своему усмотрению. Использование функции без ограничений требует доверенного сеанса связи, с ограничениями - только на чтение - аутентификации.

7. «Научная общественность». Функция бесплатная. Представляет собой специальный раздел, в котором публикуется список читателей, которые выразили желание участвовать в «общественной жизни» - быть приглашенными на «Конференции», получать сообщения от других участников. Присоединение к «Научной общественности» должно производиться осознанно - выбором кнопки «присоединиться к научной общественности» и заполнением краткой анкеты, содержащей поля: ФИО, область научных интересов, согласен на публикацию этих сведений. Запись о каждом из членов научной общественности должна сопровождаться ID, присваиваемым порталом автоматически, и ссылкой «передать записку», по которой можно отправить короткое сообщение в «почтовый ящик» в «рабочем кабинете» читателя, в случае, если он абонировал такую услугу. Пользователь этой функции может размещать и редактировать  сведения о себе, размещать и редактировать список своих научных работ, сообщать о необходимости (на его взгляд) актуализации сведений о других членах научной общественности. Использование функции без ограничений требует доверенного сеанса связи, с ограничениями - только на чтение - аутентификации.

8. «Почтовый ящик». Функция платная. Предназначена только для получения и хранения коротких сообщений из раздела «Научная общественность». В таком сообщении можно, например, переслать свои контакты, или попросить выйти на связь, если читатели уже знакомы. Отвечать на сообщения «почтового ящика» нельзя. Использование функции требует аутентификации.

9. «Администрация». Функция предназначена для того, чтобы читатель мог управлять своими отношениями с библиотекой, если это необходимо, в частности, подписываться на платные услуги, оплачивать их, напротив, отказываться от дальнейшего использования услуг, сообщать о намерении получения нового статуса (например, статуса «автор» или «издатель») и запрашивать договор для этого, а затем, направлять договор для заключения, и тому подобное. Использование функции требует доверенного сеанса связи.

10. «Пополнение фондов». Функция, доступная пользователям со статусом «автор» или «издатель». Конкретный состав операций, которые доступны пользователю с помощью этой функций должен определяться его договором с библиотекой - составом их взаимных обязательств, прав и обязанностей. Контурно можно очертить эту функцию как позволяющую передавать в библиотеку новое издание в электронном виде и заносить информацию о нем в Каталог. Использование функции требует доверенного сеанса связи.

С точки зрения же процесса взаимодействия с библиотекой работа пользователя в режиме доверенного сеанса связи будет отличаться от работы в режиме аутентифицированного сеанса только одним: для защищенного соединения с библиотекой пользователю необходимо будет выключить компьютер и загрузиться снова с подключенным МАРШ!ем. При этом в процессе работы с библиотекой ему будет недоступны все остальные ресурсы его компьютера и другие сетевые соединения. После окончания сеанса потребуется перезагрузка - и можно снова работать с другими сайтами или своими файлами.

Это вполне органично, ведь мы выключаем в читальном зале звонок мобильного телефона и не раскладываем пасьянс во время покупки или продажи прав на свое произведение. Нормально, если и в цифровой среде будут выполняться аналогичные правила.


ФорумФорум
Форум ОКБ САПР
Вопросы специалистовВопросы специалистов
Вопросы, которые нам присылают, и наши ответы на них