поиск по сайту
ОКБ САПР: как все начиналось

ОКБ САПР: как все начиналось

Конявский В. А.

В связи с юбилеем мы подводим итоги и вспоминаем массу событий и этапов нашего пути. А как Вы начинали работать в сфере банковских технологий?

Поздравляю НБЖ с юбилеем! У нас — ОКБ САПР — в апреле тоже будет юбилей — 25 лет, поэтому мы тоже многое вспоминаем и подводим итоги. На фоне того, что год назад — 14.12.2012 был еще один юбилей — 20 лет со дня проведения первого в России электронного платежа, многие воспоминания связаны именно с банковской сферой. Волшебное было время, спокойное, неторопливое. Платеж мог «пройти», а мог и не «пройти», платежка (тогда это был вполне традиционный бумажный документ) вполне могла затеряться среди тысяч других, и в банке вполне могли сказать: «Ищите, если найдете - исполним в первую очередь». Сейчас трудно в это поверить, но так было. Предстояла даже не реформа, а, по-существу, создание новой банковской системы, которая могла бы обеспечить необходимую для хозяйствующих субъектов скорость оборота денег при достаточном уровне безопасности. Мало кто тогда представлял, что для этого нужно сделать, и все, что сейчас кажется обычным и привычным, создавалось энтузиастами ДИС и ГУБЗИ Банка России — размышлениями, мозговыми штурмами, пробами и ошибками. Иногда привлекали и нас...

Первые шаги, наверное, были самыми запоминающимися?

Мы разыскали на Тайване телефонный модем с «неимоверной» скоростью в 2400 бит/с и купили их довольно много по тем временам, несколько тысяч. Пришлось думать, как их продавать. Мы сформировали две группы, которые должны были конкурировать в поиске решений. Победили обе.

Первая группа обнаружила ранее нам неизвестную функцию факс-модема. Тогда это было почти невозможно представить — оказывается, достаточно в компьютер вставить какую-то железку, и он сможет передавать факсы! Фантастика.

Факс-модем стал бестселлером на тогдашнем компьютерном рынке. Особенным успехом пользовалась возможность добавить к письму подпись отправителя. Для этого, конечно, приходилось отсканировать эту подпись, а сканеров в стране было очень не густо. У нас — был. Поэтому к нам частенько заходили руководители тогдашних банков лично, чтобы проконтролировать, что в систему загружена именно их подпись. Так мы познакомились с заметным сегментом банковского сектора того времени.

Вторая группа предложила совершенно радикальное решение — создать систему, которая бы позволила не носить бумажные платежки в банк, а передавать их туда с помощью как раз модема, которые еще у нас оставались. Возникло новое на тот период направление, которое довольно резко изменило состояние рынка автоматизации банковской деятельности — система «Клиент-Банк». Системы автоматизации банковской деятельности, которые до сих пор были исключительно учетными, приобрели новое качество, связанное с глубокой перестройкой в сознании банкиров: 1) Клиентов больше чем банков; 2) Развитие бизнеса банков связано с развитием услуг для клиентов.

То есть Вы разработали первый «Клиент-банк»?

Первая в стране система «Клиент-Банк» была создана довольно быстро — даже небольшого числа функций неискушенным и неизбалованным клиентам хватало. Многие были готовы заплатить небольшие суммы, только чтобы не ездить на трамвае в банк и не стоять в очереди к операционистке (для тех, кто не помнит этот феномен, напомню — это та девочка в банке, которая принимала платежки, проверяла их и вводила в АБС).

Мы понимали, что все, кто разрабатывал АБС, немедленно должны начать дописывать в своих системах эту функцию, и нужно что-то защитить. Защитили торговую марку «Клиент-Банк», чем до глубины души поразили всех, кто хоть как-то был связан с этой тематикой.

Но защитой наших прав защита в системе «Клиент-Банк» не закончилась. Стало ясно, что передаваемые данные тоже нужно защищать, иначе вместо услуги клиенту мы создадим услугу для мошенников. С этих пор и до сего времени мы работаем в сфере технической защиты информации, и очень многие банки пользуются нашими решениями. А значит, наше с сотрудничество с НБЖ будет продолжаться! Еще раз с юбилеем!


ФорумФорум
Форум ОКБ САПР
Вопросы специалистовВопросы специалистов
Вопросы, которые нам присылают, и наши ответы на них