поиск по сайту
Студенческая летняя школа: опыт сглаживания разрыва между академическим образованием и требованиями индустрии ИБ

Студенческая летняя школа: опыт сглаживания разрыва между академическим образованием и требованиями индустрии ИБ

Алтухов А.А.

Закрытое акционерное общество «ОКБ САПР», Москва, Россия,

Московский физико-технический институт (национальный  исследовательский университет)

В статье рассматриваются опыт взаимодействия со студентами младших курсов в рамках производственной практики. Приводиться подход взаимодействия в форме летней  школы, который сочетает  в себе  элементы стажировки и обучения, а также обеспечить обратную связь с ВУЗом студента.

Ключевые слова: образование,  обучение, подготовка кадров.

Undergraduate summer school: the experience of reducing the gap between academic education and the requirements of the information security industry

Altukhov A.A. 1,2

1Closed Joint Stock Company «OKB SAPR», Moscow, Russia,

2Moscow Institute of Physics and Technology (State University)

The paper discusses organization experience of interaction with undergraduate students in the form of practical training. An interaction approach in the form of a summer school should combine the elements of internship and training, as well as provide feedback to the university.

Keywords: education, training.  human resource.

Многие элементы современного высшего академического  образования консервативны. В таких стремительно развивающихся  сферах как  информационная  безопасность и информационные технологии  разрыв между академической подготовкой и реальными требованиями индустрии считается особенно ощутимым [1]. Многие игроки рынка и представители  органов государственной власти  считают, что академическое образование медленно адаптируется к современным требованиям  рынка [2]. Отдельно остаётся открытым вопрос  оценки  качества подготовки студентов [3].  

Совокупность вышеописанных  проблем решается  разными способами.  Один из таких способов — это создание  работодателями  обратной связи с учебными заведениями:  плотное  сотрудничеством  ВУЗ и индустрии, привлечение специалистов из конкретных предприятий сферы  к академическому процессу. Повышение уровня владения  компетенцией  с помощью дополнительного профессионального образования [5]. В  настоящий момент дополнительное образование (включая переподготовку)  можно получать непосредственно на предприятии  или в  специальных учебных центрах и школах [6; 7].

Все вышеописанные действия призваны сократить разрыв между уровнем вузовской подготовкой и практическими требованиями индустрии.

В рамках данной заметки будет представлен опыт создания центра  дополнительного образования и стажировки «Летняя Школа Компьютерной Безопасности» (ЛШКБ),  основной целью которого является  обучение студентов младших курсов высших учебных заведений профильного направления с помощью участия в решении  реальных практических задач.

ЛШКБ создавался при плотном сотрудничестве  кафедры «Защиты Информации»  МФТИ и предприятия ЗАО «ОКБ САПР».

Предпосылки к созданию

Необходимость  создания  новой  формы взаимодействия со студентами была осознана в 2015 году. На тот момент плотное сотрудничество с учебным заведением уже  велось достаточно долго [8].  В рамках академического процесса МФТИ (НИУ) на старших курсах студенты не только посещают лекции и семинары, но активно участвуют  в научной работе  и получают опыт в производственной практике на базовых предприятиях. Можно устроиться работать на неполную ставку и объединить  первый опыт работы и производственную практику. Подход не нов и активно применяется во многих ВУЗ [9].   Знакомство со специальностью на кафедре «Защита информации» начинается с младших курсов, а реальная научная работа начинается после  3 курса. Большинство студентов 4-6 курсов вполне могут устроиться на стажировкау. Такая схема продолжает работать и сейчас.  Однако в  определённый момент стало появляться большое количество студентов младших  курсов  с сильным  желанием поработать летом на каникулах. Не удовлетворить данное желание студента на тот момент казалось просто преступно из чисто идеалистических соображений.  С другой стороны целесообразность и полезность такого рода взаимодействия  для предприятия, ВУЗ и студента на тот момент не была очевидна. В течение двух следующих лет формировался общий подход взаимодействия.

Мотивация студентов

Так как участие студентов в ЛШКБ полностью добровольно, то необходимо разобраться с вектором мотивации студента, чтобы можно было соответствовать его ожиданиям. Давайте рассмотрим некоторую упрощённую модель мотивации студентов [10]. В рамках данного подхода нас будут интересовать лишь индивидуальные цели студентов-стажёров.

Студенты называют две такие  цели:

  1. Получить реальный опыт и узнать что-то новое.
  2. Заработать денег.

Обычно у студента присутствуют обе цели, но одна из них более ярко выражена. Важно понимать, какая цель основная.

Опыт, полученный за годы существования ЛШКБ, показывает, что деньги не являются основной мотивацией для студентов младших курсов, которые приходят к нам. Следовательно, задачи должны быть интересные для студентов и приносить им реальный опыт работы в индустрии.

Следует отметить, что у каждого конкретного студента-стажёра  вполне конкретные ожидания по тому опыту, который они хотят получить. Не всякий предлагаемый опыт отвечает ожиданиям студентов. Кто-то хочет разрабатывать ПО, кому-то интересна область сетевых технологий. Чтобы сохранить изначальную мотивацию студентов,  нужно в той или иной степени соответствовать ожиданиям студентов, что возможно при индивидуальном подходе.

Выгода предприятию

Выгода в краткосрочной перспективе вырисовывается, если студентов просто нанять как стажёров для выполнения конкретных  служебных задач. Собственно, подобная схема прекрасно работает для студентов, закончивших третий курс. Однако невозможно студенту  младших курсов поручать реальные задачи, пусть и простые, по его будущей специальности, в силу отсутствия необходимых знаний и навыков. Здесь есть два пути решения проблемы: обучить необходимым навыкам и дать нужные знания для решения задач или  дать возможность выполнять работу не по специальности и не требующую высокой квалификации. 

Выгодно ли компании обучать студента? В долгосрочной перспективе – да. Обучение необходимым навыкам, а вместе с тем знакомство  человека с предприятием и коллективом — все это хороший способ подготовки потенциальных кадров. Данный способ в  долгосрочной  перспективе может принести пользу. В этом случае о краткосрочной перспективе говорить не приходится.

Альтернативный вариант — это «не целевое использование» студента, то есть поручение студенту задач, не требующих  высокой квалификации. В краткосрочной перспективе такой подход возможно и выгоден, но это похоже на забивание гвоздей микроскопом. К тому же, судя по мотивации студентов, такой вариант может не соответствовать ожиданиям студента.

Формы проведения

Учитывая выше приведённые доводы, было принято решение, что форма взаимодействия не может быть только в виде стажировки и должна содержать элементы обучения.

В настоящее время существует много больших школ и учебных центров при различных крупных компаниях, в которых проводится обучение. Обучение в этих центрах бывает бесплатным, но после успешной сдачи экзаменов. В данные учебные центры делаются серьёзные вложения со стороны материнских  предприятий. Данные центр предлагают серьёзное дополнительное обучение и являются системой отбора и подготовки кадров для своего материнского предприятия. В данных центрах читают лекции и семинары и предлагают практические задания близкие к реальным производственным задачам. Стажировка же обычно возможна после успешного завершения обучения и демонстрации высоких результатов.

Существуют формы взаимодействия в виде научных центров и лабораторий на базе ВУЗ и различных предприятий, обычно такая форма рекомендуется для старших курсов, так как требует определённого набора знаний и  высокой степени сознательности. 

Все приведённые выше формы взаимодействия в чистом виде не подходили для ЛШКБ, так как не соответствовали  основному желанию студентов (работать, а не учиться) и сложны в реализации для нашей небольшой компании.

Однако идеея составления планов графиков и система отчётности в научно-учебных центрах (НУЦ) была  взята на вооружение. Также важная особенность НУЦ —  это индивидуальных характер  задач, которые предлагаться студенту. 

Основами  ЛШКБ должны были стать индивидуальный подход и   решение реальных производственных задач, воплощённых  в особой форме стажировки включающей элементы обучения.

Подготовка учебных задач

Подготовка задач — является важной составляющей ЛШКБ.

Требования к задачам следующие: задачи должны быть реальны, не очень большие, самодостаточные, не должны быть очень срочными или важными для предприятия.

На специальном собрании руководителей отделов предприятия составляется список задач средней и малой срочности, актуальных для предприятия.  Задачи могут быть  подзадачами, но составлены должны быть в виде отдельной завершённой задачи.

Также составляется некоторое количество типовых задач, не требующих серьёзной квалификации.

В соответствии со списком задач составляется основной список  направлений, за каждым направлением закрепляется ответственный (куратор) сотрудник организации. Куратор ставит задачи студентам-стажёрам, работает с ним и помогает им, а также контролирует выполнение. Важной задачаей куратора является капитализации выполненной работы студентом для предприятия. Во многом успех всего процесса  зависит от качества работы куратора.

Форма проведения

По результатам собеседования и после консультации с куратором  студенту-стажёру выдаётся  задача. Каждая задача требует определённого набора навыков и знаний (компетенций), необходимых для её решения. Куратор составляет список необходимой литературы и учебных материалов. Куратор производит декомпозицию задачи на более простые элементы, составляет индивидуальный план-график выполнения.  В плане-графике отмечаются промежуточные этапы решения задач, включая и изучение необходимой теории.

Студенту-стажёру предлагается решить данную задачу в соответствии с планом графиком. Всю необходимую теорию нужно осваивать самому. Каждый отчётый период (в случае ЛШКБ это неделя) студент-стажёр предоставляет результаты своей работы  и консультируется, если необходимо. Небольшие вопросы можно задавать и в процессе работы.

В случае если задача носит характер научного исследования, то возможно получение консультации от научного консультанта. Также взаимодействуя через куратора, можно  получить консультацию от   высококомпетентного в соответствующей области технического специалиста. 

Материально техническое обеспечение и персонал

Подведём итог всего выше описанного и сформируем список базового  персонала для ЛШКБ

  • Кураторы
  • Методист
  • Научный руководитель
  • Администратор

В случае ЛШКБ  было достаточно одного методиста, одного научного руководителя  одного администратора. Кураторами же были назначены руководители отделов разработки предприятия и некоторые высококвалифицированные сотрудники.   В задачи администратора входит решение организационных задач.

Проблему материально-технического обеспечения  удалось решить   за счёт оптимизации ресурсов каждого конкретного отдела, в котором работал куратор. ЛШКБ с минимум затрат была организована на производственной базе предприятия. Существенные дополнительные затраты касались исключительно человеческих ресурсов. Куратор на одного студента  тратит в среднем 2-3 часа в неделю, максимальное число студентов-стажёров на одного куратора 4-5. Существенная работа ложиться и на методиста, однако, большая её часть возникает  при составлении плана работ и обработки итоговых результатов для кафедры.

Собеседование

Так как реальные задачи, индивидуальный подход и ставка на интерес студента-стажёра в качестве мотивации — это базовые постулаты ЛШКБ, то необходимо чётко определиться с ожиданиями и интересами студента-стажёра  при приёме в ЛШКБ. Эта задача решается собеседованием.  Собеседование позволяет определить основные интересы студента и позволяет подобрать соответствующее направление.

Собеседование в ЛШКБ не отличается существенным образом  от типового собеседования при приёме на работу [11]. Перед собеседованием студент должен прислать два резюме.  В первом нужно описать знания  и умения, которыми  он  на настоящий момент обладает, указать, чем бы хотелось заниматься.  Во втором резюме нужно помечтать и составить  резюме, которое хотелось бы видеть через три года. Далее эти материалы используются для оценки студента-стажёра и выбора направления беседы.  По результатам собеседования  принимается решения о приёме студента в школу и подбирается соответствующее направление и куратор.

Отбор

У представленной  формы взаимодействия есть существенный  минус, а именно каждый год существует строго ограниченное количество людей, которых возможно принять. Данная  проблема  решается следующим образом. В начале сезона (лето после завершения экзаменов в ВУЗ)  открывается набор, и принимаются заявки на учёбу в ЛШКБ. Если желающих слишком много, то они отбираются по итогам собеседования. Если есть возможность, то принимаются все и набор в школу не закрывается, если планируемая квота не исчерпана.

Дополнительное образование

Изначально  не предполагалось систематического дополнительного образования, только лишь  подбор материалов для индивидуальных занятий студента-стажёра. Однако по результатам года работы стало понятно, что целесообразно системно давать  некоторое  количество знаний и навыков в форме лекций и семинаров. Такие семинары проводятся как  с использованием систем дистанционного обучения, так и очно. Современный уровень технологий позволяет проводить одновременно оба варианта. В качестве примера таких семинаров: основы работы с системами  контроля версий исходных кодов, основы работы с ОС GNU/Linux для системных программистов и прочие другие.

Оценка деятельности и количество затраченного времени

Итоговая  отчётность – это сделанная задача,  сданная куратору. В процессе выполнения куратор контролирует выполнение промежуточных пунктов плана.  Для удобства в качестве отчётного периода выбрана одна неделя. Даже если студент-стажёр выделяет летней школе минимум времени в неделю (1-2) часа, то он все равно отчитывается раз в неделю, даже если не продвинулся в решении задачи.

Поощрение

ЛШКБ является для  студентов-стажёров делом строго  добровольным.  В данном случае стимуляция интереса и вовлеченности  студента возможна только методом пряника. Основной подход — это поддерживать огонь интереса правильными задачами и управлением их сложностью, но финансовые поощрение также не стоит полностью исключать. В ЛШКБ финансовое поощрение состоит из двух составляющих. Небольшая плата за работу над задачей, которая выплачивается студенту за все его труды, пусть даже и безрезультатные, определяется эта плата по результату месяца работы  (или трёх месяцев при невысокой активности) и конечная сумма определяется куратором. Куратору учитывает количество реальных часов, которые студент затратил на выполнения задачи, активность и добросовестность его работы.  

Вторая часть – это деньги, которые получает студент за решение реальных задач. Куратор каждую практическую задачу оценивает в эффективных  часах.  Эффективные часы — это часы, необходимые для решения задачи квалифицированным инженером. Соответственно  каждой задаче ставиться в соответствие  её  стоимость, рассчитанная как соответствующий оклад,  помноженный на эффективные часы.  

Дополнительно была введена ещё одна возможность заработать.   Всем участникам ЛШКБ доступен список рутинных задач, которые не являются достаточно интересным и не требуют сверхвысокой квалификации. Такие задачи также оцениваются по выше изложенной схеме и предлагаются вместе с интересными задачами как возможность дополнительно подзаработать, но не являются обязательными для выполнения.

Взаимодействие с ВУЗ

Как  отмечено  в начале,  были рассмотрены следующие фундаментальные вопросы.  Стоит ли вообще брать на работу студентов младших курсов? Стоит ли давать материалы, которые они будут получать на старших курсах в ВУЗ? Не повредит ли работа на ранних курсах академическому образованию?  В связи с этим были рассмотрены потенциальные проблемы и предприняты соответствующие меры. Основным девизом стало primum non nocere.

Так как  предприятие, создавшее  ЛШКБ, активно взаимодействует с кафедрой «Защиты информации МФТИ», то были приняты во внимание интересы кафедры. Для помощи  кураторам  привлекался специалист с кафедры на должность методиста. Методист осуществляет контроль планов работ студента, составляемый куратором и осуществляет обратную связь с кафедрой.

Сначала были сформулировали основные проблемы, которые могут нанести вред учёбе студента в ВУЗ.

  1. Работа на предприятии не по специальности.
  2. Разрушение авторитета академического образования[1].
  3. Пропуск студентом занятий по одной из следующих причин:
    1. Нужно работать и зарабатывать деньги.
    2. Тема, которую преподают, уже известна, и была освоена на практике «по-настоящему».

Обобщая все выше перечисленное, можно заключить, что при принятии студента на работу предприятие должно  принимать во внимание успеваемость студента в ВУЗ на протяжении всего времени взаимного сотрудничества. Было сделано несколько этических выводов при работе со студентами-стажёрами.

ЛШКБ быть. Было принято решение, что пусть лучше студенты поработают в рамках своей специальности, чем пойдут на горбушку продавать телефоны.

ЛШКБ  интенсивно работает только летом, чтобы не соблазнять студентов прогуливать занятия в ВУЗ. Если есть желающие, которые хотят продолжать работу в заданном формате в новом учебном году, то сотрудничество возможно, но  при контроле успеваемости и посещаемости студентом,  при плотном взаимодействии с руководством кафедры. 

Никакой пропаганды против академического образования быть не должно.  Нужно обращать внимание на связь необходимых навыков и знаний с реальной учебной программой. При составлении списка литературы важно учитывать те материалы, которые используются  в процессе обучения. Нужно обращать  внимание на список знаний и навыков, которые студент уже должен был получить и освоить в соответствии с учебной программой.  Отдельное внимание уделяется тем навыкам, которые студент-стажёр должен будет освоить на старших курсах. Здесь чётко нужно показать, в рамках какого  предмета в будущем данный набор навыков будет преподаваться. Указать на то, что это лишь небольшая часть того, что будет в данном предмете. Если возможно, то навыки и знания, которые не попадают в программу, должны быть соотнесены с дополнительными курсами по выбору, предлагаемыми в ВУЗ или на открытых площадках дополнительного образования.

Все это становится задачей методиста, он должен проработать предложенный куратором план и завязать его на учебную программу и донести сведения до куратора, который в свою очередь донесёт до студента.

Такой комплексный подход позволяет в  долгосрочной перспективе получить следующие выгоды ВУЗ.

  1. Студент сознательно использует на практике уже пройдённый материал и понимает, зачем были нужны те или иные предметы
  2. Обращается внимание студента на предметы, которые студент должен проходить в будущем и в памяти откладывается важность данных предметов.
  3. Авторитет ВУЗ и академического образования не подвергается сомнению.
  4. Дополнительный способ оценки освоения студентом соответствующих компетенций.

Обратная связь с ВУЗ

По итогам сезона методист формирует итоговый отчёт о  проделанной работе с каждым студентом, на основе отчётных материалов предоставляемых кураторами.  Формируется список используемых студентом в рамках работы  навыков и приобретённых знаний. Все знания и навыки из списка  разделяются на три группы: то что студент должен был  изучить в рамках учебной программы  (группа 1), то что предстоит изучить в рамках учебной программы  (группа 2), то что  не входит в учебную  программу (группа 3).     Данный отчёт может быть использован для улучшения образовательного процесса.  Большую ценность представляет группа 1, которая предаётся кафедре  вместе с оценкой  степени освоения студентом данных навыков куратором.   Кафедра использует эти сведения для самоконтроля, выяснения причин не освоения материала и их устранения, если необходимо.   

Отдельно присылается список тех навыков и знаний, которые явно не затрагиваются учебной программой (группа 3). По результатам анализа таких данных кафедра может принять решения о создании специальных дополнительных курсов или рекомендовать к посещению существующие в ВУЗ курсы.

Для успешной реализации такого комплексного взаимодействия с учебным заведением нужно иметь достаточно близкие  связи с ВУЗ и кафедрой. В нашем случае 90% студентов-стажёров были и остаются студентами  кафедры «Защиты информации» МФТИ. Однако имеется опыт сотрудничества со студентами из других ВУЗ и других специальностей. Следует отметить, что  достаточно сложно привязаться к неизвестной программе и не все ВУЗ и кафедры готовы идти на сотрудничество давая учебные программы и помогая методической поддержкой.  

Плюсы и минусы

Плюсы ЛШКБ следующие.

  1. Для предприятия.
    1. Возможность подготовки будущих кадров.
    2. Возможность получить сотрудников решающих конкретные задачи.
  2. Для учащихся.
    1. Получить опыт реальной работы.
    2. Подзаработать денег.
    3. Понять связь академического образования и реального производства.
    4. Получить дополнительные знания и навыки. Освоить компетенции.
    5. Познакомится с возможными направлениями своей будущей инженерной или научной работы.
  3. Кафедра
    1. Повышение интереса к учёбе в ВУЗ за счёт связи реальных задач  на производстве  и учебной программы. 
    2. Возможность улучшения академической программы.
    3. Дополнительный способ оценки своей деятельности.
    4. Оценка приобретённых компетенций студентами.

Также есть недостатки.

  1. Для компании
    1. Небольшая выборка потенциальных кандидатов. Высокие затраты на одного студента-стажёра.
    2. Необходимость выделять дополнительные человеческие часы для работы ЛШКБ.
    3. Нет гарантий, что студент устроится  в компанию в будущем.
    4. Успех школы зависит во многом от человеческого фактора – от индивидуальных качеств кураторов.
    5. Персонал ЛШКБ должен быть мотивирован, особенно это относиться к кураторам.
    6. Возможность обеспечить ЛШКБ нужным количеством задач по подходящим направлениям.
  2. Для учащихся.
    1. Может не оказаться подходящих задач.
    2. Получаемой финансовое вознаграждение может оказать ниже, чем на иной работе (не по специальности).
    3. Возможность не поступить в ЛШКБ из нехватки мест.
  3. Для кафедры
    1. Необходимо выделить человеко-часы на обеспечение методической поддержки предприятия и обработки результатов.

В данной работе было представлено внутреннее  устройство  ЛШКБ  и основные  идеи,  на базе которых данное взаимодействие было построено.  ЛШКБ — это один из способов использования кадрового и научно-технического потенциала предприятия в учебном процессе. ЛШКБ учитывает интересы не только предприятия и студентов-стажёров, но и ВУЗ.   ЛШКБ на базе ЗАО «ОКБ САПР» при поддержке кафедры «Защиты Информации» работает уже  4 года. За все время работы через неё прошло свыше  двух десятков студентов, некоторые из которых обучались не один сезон. Часть из них после обучения в ЛШКБ успешно устроилась  работать в ЗАО «ОКБ САПР». 

Список литературы

  1. Мовчан И. Н. Проблемы  подготовки специалистов в области информационной безопасности//Открытое образование,  — M 2013. № 5 (100). С. 78—
  2. Российское образование не ориентируется на рынок труда [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177669944.html (дата обращения: 01.05.2019).
  3. Монастырская Т.И., Хельмут В. Требования к академическому образованию со стороны делового сообществ // Высшее образование сегодня. — М. 2008,  N 1. С. 16-19.
  4. Захарова И.В., Кузенков О.А. Опыт реализаций требований образовательных и профессиональных стандартов в области ИКТ в российском образовании// Современные информационные технологии и ИТ-образование. — М.  Т. 12. № 3—1. С. 17—31.
  5. Образование для взрослых. Чему учат работников и сколько это стоит. [Электронный ресурс] // URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/361741-obrazovanie-dlya-vzroslyh-chemu-uchat-rabotnikov-i-skolko-eto-stoit (дата обращения: 25.04.2019).
  6. Бондаренко Н.В., Красильникова М.Д., Лысова Т.С. Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ в условиях кризиса. Информационный бюллетень. — М. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. – 48 с. – (Мониторинг экономики образования; № 9 (98)).
  7. Сюпова М. С., Бондаренко Н. А. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий// Учёные заметки ТОГУ,  Хабаровск  Т. 5.  4. С. 111—116.
  8. Приказ МФТИ от 04 Июля 2014 г. №289  “Положение по базовой кафедре”.
  9. Бородавкин В. А., Щеглов Д. К., Охочинский М. Н., Базовая кафедра предприятия в структуре высшего учебного заведения // Инновации. 2015. № 9 (203). С. 93—
  10. Богданов Ю.В. Мотивация студента к обучению: теория и практика// Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 4— С. 253—257.
  11. Фридрих А. Л., Сударенко Е. О. Проведение собеседования: виды, методы, рекомендации// Управление человеческими ресурсами – Основа развития инновационной экономики 2009: № 1 С. 280—

 

[1] Стандартная  фраза, которую говорят многим молодым сотрудникам,  пришедшим в первый раз на работу: «Забудьте всё, чему вас учили. Всё это бесполезно и только сейчас вы начнёте получать необходимые знания и навыки».