SHIPKA-Т

SHIPKA-Т

SHIPKA-T (Terminal) is the software designed to provide the possibility to work with cryptographic resources of PCDST SHIPKA in the terminal access mode.

One software set is purchased for each terminal server, and it does not include PCDST SHIPKAs themselves: their number should be determined by the number of the intended users.

The price of SHIPKA-T includes the cost of a one-year license. The license cost for subsequent years is calculated by the number of SHIPKA-Ts used in the terminal mode of SHIPKA and should be paid separately.

To use SHIPKA in the terminal access mode you only need to install the software of SHIPKA-T in the manner described in the document called "PCDST SHIPKA . Installation and customization in terminal access systems". In this case the user should act in the same way as if he works with SHIPKA locally.

The following is the basic information about the features of working with a CDSS in the terminal access mode, as well as the features of implementing SHIPKA-T.

When penetrating into the terminal access system (TAS) of a cryptographic data security system (CDSS) the following problems may arise:

  1. A CDSS cannot provide for the work in the terminal access mode at all, because it does not support the procedures of remote cryptographic transformations.
  2. If user keys are stored in the terminal server (TS), they are not, strictly speaking, user keys, and the signature made with them does not confirm the authorship of the user.
  3. If the keys are on the side of the terminal client (TC), and the digital signature is developed on the side of the terminal server, but not on the side of the user being on the TC, then the private keys of key pairs are transferred through the network within a terminal session. Such a signature also cannot fully guarantee the authorship.
  4. In a significant number of cases, even in case of a digital signature being developed directly on the client, the transition of information data sets through the network is required in a terminal mode. While transmitting the data processed on the side of the terminal server, for example, after having computed the hash function on the basis of these data, a user who is on the side of the TC cannot be sure they are correct (they could be modified before the transmission through the network before the computation of the hash function, or the hash function could be calculated not on the basis of the transmitted data, the transmitted correct hash could be substituted on its way back).
  5. Even if all the computations are done on the side of the TC, during the computation the private key of the key pair can be loaded into the main memory of the TC or it can remain on the TC for a long-term storage. Given that the terminal clients are generally protected not so carefully as terminal servers, the private key can be illegally copied and used for personal gain.

This means that a cryptographic data security system should meet the following requirements when working in a terminal access mode:

  1. A CDSS should support the work in the terminal mode (Requirement 1).
  2. The private key of the key pair of the digital signature should be located on the TC (Requirement 2).
  3. Information data sets should be created on the TC (Requirement 3).
  4. The development of a signature and encryption should be performed on the TC (Requirement 4).
  5. Unauthorized use of the private key of the key pair within the period of its use or storage on the TC should be excluded (Requirement 5).

PCDST SHIPKA supports remote cryptographic transformations, so a system built on its basis satisfies requirement No. 1.

All the work with the private key of the key pair is performed within SHIPKA, which is connected to the terminal client, and requirements No. 2 and 3 are met.

SHIPKA implements all Russian cryptographic algorithms on the hardware basis and ensures secure storage of private keys of key pairs in the memory of the device. That means that all cryptographic operations are performed in a trusted environment, and the private key of the key pair never leaves the device and never gets into the main memory of the terminal client, which allows to satisfy requirements No. 4 and 5.

The clients run under the following operating systems can serve as terminal clients used in a terminal access system with the described system (for which the terminal software for PCDST is implemented):

  • Win32 (Windows 98, Windows 2000, Windows XP);
  • WinCE;
  • Linux.

The support of various terminal operating system allows to use thin clients of different manufacturers and models, which gives some freedom to the customer who wants to deploy the solution (these can be clients like Wyse, KAMI, Depo and many others). Terminal servers can run under both, Windows and Citrix.

Functionality of PCDST SHIPKA (terminal application)

The correct application of SHIPKA for cryptographic protection of electronic messages and documents using terminal access technologies is possible for the following reasons:

  • Key information associated with the user and the software performing cryptographic transformations, is concentrated within a single device, is available for execution only to authorized users, and is technologically protected from unauthorized reading and modification;
  • Own resources (a possibility to obtain a random sequence on the hardware basis, the possibility to store own private and public keys, the possibility to store a public key of the terminal server, as well as the possibility to compute and verify a signature) for ensuring protection of virtual channels built within the protocols RDP or ICA;
  • Support of standard interfaces (crypto provider and PKCS#11), which allows to save a software user interacting with internal PCDST software from studying the features of implementing such interaction procedures.

Performance of cryptographic operations

All cryptographic transformations are performed directly within the device. The code implementing cryptographic algorithms is technologically protected from unauthorized changes.

The keys needed to perform cryptographic computations are also stored in the device, where they are generated with the help of a hardware random number generator. The keys are securely stored in the file system of SHIPKA, so any unauthorized access to the keys through extracting and direct reading of chips used to store files, is excluded. Another feature of key files is access control: despite the fact that such key files are file system objects, one cannot work with them as with usual files. Firmware of SHIPKA is designed in such a way that one can work with key files only from the cryptographic transformation functions and that's it. In their turn, the functions of cryptographic transformations obtain access to the key files only after the user is authenticated and confirms that he has the right of access to key data stored in SHIPKA through his PIN-code.

Thus, in case of applying SHIPKA for cryptographic transformations in the terminal mode:

  • The key never leaves the device;
  • The data needed to compute the hash function value pass through the device;
  • The computation of the electronic digital signature and the encryption takes place within the device;
  • The key never appears in the computer's memory;
  • Unauthorized access to the key is technically possible neither when it is generated, nor when the device is working, nor when it is stored in the device.

The model of data transmission through virtual channels

The use of standard software of PCDST SHIPKA in a terminal session yields the following results: the user runs the programme on the terminal server, the programme via CryptoAPI (CSP) or PKCS#11 interface refers to the library of interaction with the firmware of PCDST, which, in its turn, refers to a device driver in order to exchange data with the device.

But the device is connected not to the server, but to the terminal. This means that the operating system should redirect the references from the terminal session to the device installed on the terminal. The software SHIPKA-T is designed for this very purpose.

This software can be divided into three main groups of functions:

  • The functions of working with the device as with an object of the operating system;
  • The functions of notification (notices of installation and removal of the device);
  • The functions of exchange of commands and data with the device.

These three groups of functions are implemented for the terminal server and the terminal client. This means that the software SHIPKA-T includes two sets of software: to install on the TS (SHIPKA-TS) and on the TC (SHIPKA-TC). Moreover, the server component does not depend on the operating system of terminal clients, since virtual channels ensure a unified interface of interaction with the TC.

Interaction of the application with SHIPKA device in a terminal session

Implementation of the server component

The server component determines the mode of operation during the startup (locally, in a terminal session of Windows Terminal Server, in a terminal session of Citrix) and loads the necessary library. The latter, in its turn, creates virtual channels, which will serve all the future data interchange between applications that run in a terminal session, and SHIPKAs installed in the terminals.

Implementation of the client component

Client component for Win32

The client component for Win32 (Windows 98, Windows 2000, Windows XP) provides the processing of the commands of data interchange with the devices. At the moment of creation of a terminal session the libraries are initialized and the virtual channels with the terminal server are created. After that the libraries process the requests from the server component and transmit them through the library of interaction with PCDST firmware in the terminal to the device or report the facts of installation/removal of PCDST from the terminal.

Client component for WinCE

Windows CE (WinCE) is a variant of the Microsoft Windows operating system for handheld computers, mobile phones and embedded systems. Architecture x86, MIPS, ARM and processors Hitachi SuperH are supported. Windows CE is optimized for the devices that have a minimal memory size.

One of the features of the operating system Windows CE lies in the fact that in most cases the operating system being started up in a particular device cannot be added additional functions. Thus, the functioning of the client component needs the inclusion of RDP or Citrix ICA client, as well as the required libraries, at the stage of preparation of an image of the operating system.

In other aspects the client component for Windows CE is fully identical to the client component for Win32 in terms of its composition and dependencies.

Client component for "Kami-terminal"

"Kami-terminal" is a distribution package of Linux OS designed specifically for its use on terminal clients. This distribution package of OS Linux is described just as an example and is not the only one possible for the application of SHIPKA in the terminal mode.

The startup of "Kami-terminal" is performed in four stages:

  • The startup of the basic image of the file system (FS). The basic part starts from the preliminary prepared carrier and consists of the Linux kernel and the image of the file system with the minimum set of files needed to install a network connection to the startup server.
  • Authentication and the startup of a user profile. The user is offered to connect a PCDST and enter a PIN-code. Upon the successful completion of the authentication process the user profile is read from the device, on the basis of which the settings and the software package file is loaded from the startup server.
  • Loading, testing and installing of software packages required to start a session with the TS. Software packages, specified in the settings file of the user profile on the server, are loaded from the startup server via the NFS protocol. For each loaded package the hash is computed, the value of which is compared to the corresponding value recorded in the user profile on the device. Upon the successful completion of testing the contents of the package are installed in the FS of "Kami-terminal".
  • Start of a terminal session. On the basis of the contents of the settings file, a connection with the TS is set, and virtual channels are created.

поиск по сайту
ШИПКА-Т

ШИПКА-T

ШИПКА-T (Terminal) - это программное обеспечение (ПО), предназначенное для обеспечения возможности работы с криптографическими ресурсами ПСКЗИ ШИПКА в режиме терминального доступа.

Комплект ПО приобретается для каждого терминального сервера отдельно и не включает сами ПСКЗИ ШИПКА - они покупаются по количеству предполагаемых пользователей.

В стоимость ШИПКА-T включена стоимость лицензии на 1 год. Стоимость лицензии на последующие годы рассчитывается по числу применяемых ШИПКА-Т в терминальном режиме ШИПОК и оплачивается отдельно.

Для использования функций ШИПКИ в режиме терминального доступа требуется только установка ПО ШИПКА-T в порядке, описанном в документе «ПСКЗИ ШИПКА. Установка и настройка в системах терминального доступа». Все действия пользователя при этом остаются такими же, как если бы он работал с ШИПКОЙ локально.

Далее приведены основные сведения об особенностях работы с СКЗИ в режиме терминального доступа и особенностях реализации ШИПКИ-T.

При внедрении в систему терминального доступа (СТД) системы криптографической защиты информации (СКЗИ) возможно возникновение следующих проблем:

1. СКЗИ может не предусматривать возможности работы в режиме терминального доступа вообще, поскольку не поддерживает процедуры удаленных криптографических преобразований.

2. Если ключи пользователя хранятся на терминальном сервере (ТС), то они вообще, строго говоря, не являются ключами пользователя, и подпись, выполненная с их помощью, никак не подтверждает авторство пользователя.

3. Если ключи находятся на стороне терминального клиента (ТК), а выработка ЭЦП выполняется на стороне ТС, а не на стороне пользователя, который находится на ТК, то закрытые ключи ключевых пар передаются в рамках терминальной сессии по сети. Такая подпись тоже не может вполне гарантировать авторство.

4. В значительном числе случаев, даже при выработке ЭЦП непосредственно на клиенте, в терминальном режиме необходима передача информационных наборов данных по сети. При передаче обработанных на стороне ТС данных, например, после вычисления от этих данных функции хеширования, пользователь, находящийся на стороне ТК, не может быть уверен в их корректности (они могли быть изменены при передаче по сети до вычисления функции хеширования или функция хеширования могла быть вычислена не от переданных данных, переданный корректный хеш мог быть подменен по пути «обратно»).

5. Даже в случае, когда все вычисления производятся на стороне ТК, во время вычислений закрытый ключ ключевой пары может загружаться в оперативную память ТК или он может оставаться на ТК для долговременного хранения. При том, что терминальные клиенты, как правило, защищены менее тщательно, чем терминальные сервера, это означает, что закрытый ключ может быть несанкционированно скопирован и использован в корыстных целях.

Значит, система криптографической защиты информации при работе в условиях терминального доступа должна удовлетворять следующим условиям:

1. СКЗИ должна поддерживать работу в терминальном режиме (Требование 1).

2. Закрытый ключ ключевой пары ЭЦП должен располагаться на ТК (Требование 2).

3. Информационные наборы данных должны создаваться на ТК (Требование 3).

4. Выработка подписи и шифрование данных должны производиться на ТК (Требование 4).

5. Должно быть исключено несанкционированное использование закрытого ключа ключевой пары в период его применения или хранения на ТК (Требование 5).

ПСКЗИ ШИПКА поддерживает операции удаленных криптографических преобразований, поэтому построенная на его основе система удовлетворяет требованию 1.

Вся работа с закрытым ключом ключевой пары производится внутри ШИПКИ, которая подключается к терминальному клиенту, что удовлетворяет требованиям 2 и 3.

ШИПКА аппаратно реализует все российские криптографические алгоритмы и осуществляет безопасное хранение закрытых ключей ключевых пар в памяти устройства. То есть все криптографические операции выполняются в доверенной среде и закрытый ключ ключевой пары никогда не покидает самого устройства и не попадает в оперативную память терминального клиента, что позволяет обеспечить требования 4 и 5.

В качестве терминальных клиентов, используемых в системе терминального доступа с описываемой системой могут выступать клиенты под управлением следующих ОС (для которых реализовано терминальное ПО для ПСКЗИ):

  • Win32 (Windows 98, Windows 2000, Windows XP);
  • WinCE;
  • Linux.

Поддержка различных терминальных ОС позволяет применять тонкие клиенты разных производителей и моделей, что дает определенную свободу заказчику, внедряющему решение (это могут быть клиенты Wyse, КАМИ, Depo и многие другие). Терминальные сервера могут быть как под управлением Windows, так и под управлением Citrix.

Технология защиты

Функциональность ПО ПСКЗИ ШИПКА (терминальное применение)

Корректное применение ШИПКИ для криптографической защиты электронных сообщений и документов при использовании технологий терминального доступа возможно в силу следующих причин:

  • ключевая информация, ассоциированная с пользователем, и программное обеспечение, выполняющее криптографические преобразования, сосредоточены в одном устройстве, доступны на исполнение только авторизованному пользователю и технологически защищены от несанкционированного чтения и модификации;
  • собственные ресурсы (возможность получения аппаратной случайной последовательности, возможность хранения собственного закрытого и открытого ключа, возможность хранения отрытого ключа терминального сервера, а также возможность вычисления и проверки подписи) для организации защиты виртуальных каналов, построенных в рамках протоколов RDP или ICA:
  • поддержка стандартных интерфейсов (криптопровайдера и PKCS#11), позволяющая избавить производителей ПО, взаимодействующего с внутренним ПО ПСКЗИ, от изучения особенностей реализации процедур этого взаимодействия.

Выполнение криптографических операций

Все криптографические преобразования выполняются непосредственно в устройстве. Код, реализующий криптографические алгоритмы, технологически защищен от несанкционированного изменения.

Ключи, необходимые для проведения криптографических расчетов, также хранятся в устройстве, где и генерируются с использованием аппаратного ДСЧ. Хранятся ключи в файловой системе ШИПКИ в защищенном виде - так, что несанкционированный доступ к ключам путем извлечения и прямого чтения микросхем, которые используются для хранения файлов, исключен. Еще одной особенностью ключевых файлов является регламент доступа: несмотря на то, что ключевые файлы - объекты файловой системы, работать с ними как с обычными файлами нельзя. Firmware ШИПКИ спроектировано таким образом, что с ключевыми файлами можно работать только из функций криптографических преобразований и никак иначе. В свою очередь, функции криптографических преобразований получают доступ к ключевым файлам только после того, как пользователь пройдет процедуру аутентификации и подтвердит с помощью PIN-кода, что он имеет право доступа к ключевым данным, которые хранятся в ШИПКЕ.

Таким образом, в случае применения ШИПКИ для криптографических преобразований в терминальном режиме:

  • ключ не покидает устройство
  • данные для вычисления значения хэш-функции проходят через устройство
  • вычисление ЭЦП и шифрование происходит в устройстве
  • ключ не появляется в оперативной памяти компьютера
  • несанкционированный доступ к ключу невозможен технологически ни при его генерации, ни в процессе работы устройства, ни во время его хранения в устройстве.

Модель передачи данных через виртуальные каналы

Использование стандартного программного обеспечения ПСКЗИ ШИПКА в терминальном сеансе приводит к следующему результату: пользователь запускает программу на терминальном сервере, программа через интерфейс CryptoAPI (CSP) или PKCS#11 обращается к библиотеке взаимодействия с firmware ПСКЗИ, которая в свою очередь обращается к драйверу устройства для обмена данными с устройством.

Но устройство при этом подключено не к серверу, а к терминалу. То есть  операционная система должна перенаправить обращения из терминальной сессии к устройству, установленному на терминале. Для того чтобы так и происходило, предназначено ПО ШИПКА-T.

В этом ПО можно выделить три основные группы функций:

  • функции работы с устройством, как с объектом операционной системы;
  • функции нотификации (извещения о фактах установки и удаления устройства);
  • функции обмена командами и данными с устройством.

Эти три группы функций реализуются для терминального сервера и для терминального клиента, то есть в состав ПО ШИПКА-T входит два CD  с ПО - для установки на ТС (ШИПКА-TC) и на ТК (ШИПКА-TК). Причем, серверная компонента не зависит от операционной системы терминальных клиентов, так как виртуальные каналы обеспечивают унифицированный интерфейс взаимодействия с ТК (см. Рис. 1).

унифицированный интерфейс взаимодействия с ТК

Рис. 1. Взаимодействие приложения с устройством ШИПКА в терминальном сеансе

Реализация серверной компоненты

Серверная компонента во время старта определяет режим работы (локально, в терминальной сессии Windows Terminal Server, в терминальной сессии Citrix) и загружает нужную библиотеку. Та в свою очередь создает виртуальные каналы, в рамках которых производится весь последующий обмен данными между приложениями, которые запускаются в терминальной сессии, и ШИПКАМИ, установленными на терминалах.

Реализация клиентской компоненты

Клиентская компонента для Win32

Клиентская компонента для Win32 (Windows 98, Windows 2000, Windows XP) обеспечивает обработку команд обмена данными с устройствами. В момент создания терминальной сессии происходит инициализация библиотек и создание виртуальных каналов с терминальным сервером. После этого библиотеки обрабатывают запросы от серверной компоненты и транслируют их через библиотеку взаимодействия с firmware ПСКЗИ на терминале в устройство  или сообщают о фактах установки/удаления ПСКЗИ из терминала (Рис. 2).

Клиентская компонента ПСКЗИ

 

Рис. 2. Клиентская компонента ПСКЗИ

Клиентская компонента для WinCE

Windows CE (она же WinCE) - это вариант операционной системы Microsoft Windows для наладонных компьютеров, мобильных телефонов и встраиваемых систем. Поддерживаются архитектуры x86, MIPS, ARM и процессоры Hitachi SuperH. Windows CE оптимизирована для устройств, имеющих минимальный объём памяти.

Одной из особенностей операционной системы Windows CE является то, что в большинстве случаев операционная система, загружаемая на конкретном устройстве не может быть расширена дополнительным функционалом. Таким образом, для функционирования клиентской компоненты необходимо на этапе подготовки образа операционной системы включить в него клиент RDP или Citrix ICA, а также необходимые библиотеки.

В остальной клиентская компонента для Windows CE полностью аналогична по своему составу и зависимостям клиентской компоненте для Win32 (см. Рис. 2).

Клиентская компонента для «Ками-терминал»

«Ками-терминал» - это дистрибутив ОС Линукс, предназначенный специально для использования на терминальных клиентах. Этот дистрибутив ОС Линукс описан для примера и не является единственно возможным для применения ШИПКИ в терминальном режиме.

Загрузка «Ками-терминала» проходит в четыре этапа:

  • Загрузка базового образа файловой системы (ФС). С заранее подготовленного носителя стартует базовая часть, состоящая из ядра Линукс и образа ФС с минимальным набором файлов, необходимых для установки сетевого соединения с сервером загрузки.
  • Аутентификация и загрузка профиля пользователя. Пользователю предлагается подключить ПСКЗИ и ввести PIN-код. При успешном завершении процесса аутентификации с устройства считывается профиль пользователя, на основе которого производится загрузка файла настроек и пакетов ПО с сервера загрузки.
  • Загрузка, проверка и установка пакетов ПО, необходимых для старта сессии с ТС. С сервера загрузки по протоколу NFS скачиваются пакеты ПО, указанные в файле настроек профиля пользователя на сервере. Для каждого загруженного пакета вычисляется хеш, значение которого сравнивается с соответствующим значением, записанным в профиль пользователя в устройстве. В случае успешного завершения проверки содержимое пакета устанавливается в ФС «Ками-терминала».
  • Старт терминальной сессии. На основе содержимого файла настроек устанавливается соединение с ТС и создаются виртуальные каналы.

Диаграмма зависимостей клиентской компоненты для Linux аналогична приведенной на рис. 2.

Что в результате?

Использование виртуальных каналов в терминальной сессии позволяет прикладному ПО (независимо от типа используемого клиента) осуществлять обмен данными с ШИПКАМИ, установленными в USB-слот терминала. Прикладное ПО (это может быть как собственное ПО ШИПКИ - утилиты, входящие в состав продукта, так и другое прикладное ПО, использующее криптопровайдер) и вызываемый им криптопровайдер продолжают работать в терминальной сессии точно также, как и в локальном режиме. И хотя программы продолжают выполняться на терминальном сервере, обращения к устройствам перенаправляются на терминалы, к которым подключены ШИПКИ.

В результате пользователь имеет возможность контролировать доступ к своему устройству и к ключам, так как работа с ключами и информационными наборами осуществляется на терминале (см. Рис. 3).

Общая схема взаимодействия

Рис. 3. Общая схема взаимодействия.

«Библиотека 1» - библиотека взаимодействия с терминальным сервером, «библиотека 2» - интерфейсная библиотека.

В данном случае взаимодействие прикладного ПО с устройством производится через криптопровайдер, но возможна реализация и с взаимодействием через PKCS#11.

Документация